Хорошо помню тот обычный весенний день. Оторвал страничку календаря: среда, 12 апреля. Так же, как и сегодня, смотрю в окно: погода — прелесть, на небе — ни облачка, на деревьях появляются первые зеленые листочки. Зарядку не делаешь — не хочется, да и весь день впереди: и находишься, и набегаешься, и насидишься, и на физкультуре упражнения на брусьях, прыжки через козла, и много еще всякой всячины. Быстро умылся, поел, это уж дело святое, надел форму, галстук погладил и завязал, схватил портфель и айда в школу. По дороге встречаешь ребят, болтаем о том о сем, смеемся, делимся планами на день.
Вот и школа. Первый урок. Перемена. Середина второго урока. История. Ведет урок директор школы. Тишина. На уроке рабочая атмосфера — директора побаивались. Чрезмерно строг был, если что-то не так. Мог и за уши оттаскать. Отчество его выскочило из памяти, Иван Полозков... Опрос. Ученик отвечает у доски. Все внимательно слушают. Интересная тема — если не изменяет память, культура эпохи Возрождения.
Да какая уж там эпоха Возрождения, когда раздается сильный стук в дверь. Даже директор испугался, не говоря о нас. Будто обезумев, в класс врывается наша классная, Татьяна Матвеевна, с радостным сообщением о полете в космос первого в мире советского человека. В классе мертвая тишина. Ребята, словно под гипнозом, переваривают полученную информацию и, будто сговорившись, громко, как на параде, кричат: «Ура!» Это был знак нашего всеобщего восторженного одобрения, радости и привета мужественному поступку Юрия Алексеевича Гагарина, первого в мире героя-космонавта.
Вот вам и урок истории, и какие уж планы на день! Сразу на память приходит многое. Криком «Ура!» войска встречают государя, полководца. «Далече грянуло ура: полки завидели Петра» (А. С. Пушкин). Так и мы скандировали это короткое «Ура!» Это была не только наша радость, это была всеобщая радость и одновременно гордость за все, что свершается дома, у нас, у всего советского народа.
Весь день нас переполняли эмоции. Бегали. Носились. Кричали. Дурачились. Так мы, десяти-двенадцатилетние мальчишки 60-х годов, выражали охватившую нас радость. Еще было свежо послевоенное время. Бедно жили. Скромно одевались. Почти что одинаково подстригались. Так вот, после школы забежал домой, снял школьную форму — к ней испытывали особое уважение, что-то съел, влез в темно-синие шаровары и, наголо подстриженный, побежал на встречу с ребятами. Разговаривали исключительно о полете Юрия Алексеевича. У многих зародилась мечта стать, как и Гагарин, космонавтом.
Через два дня должна состояться встреча героя. В этот день, 14 апреля, вся Москва обратилась в людское море. На протяжении почти что всего следования кортежа Гагарина разрасталась людская лавина. На тротуарах — народу тьма-тьмущая, яблоку негде упасть, мужчины в шляпах залезают на деревья, на столбы линий электропередачи, на крыши домов. Мечтали попасть на праздничное торжественное шествие, но родители запретили, сказав, что все это увидим по телеку. Так что о дне 14 апреля мы узнаем из телевизионных сообщений и кинохроник.
Долго еще ликовала Москва, ликовал и весь советский народ. Люди сходили с ума от счастья. Я, как и мои сверстники, горжусь тем, что мне посчастливилось стать участником и свидетелем такого важного исторического события. Подобное больше не повторялось.
Период
60-летию полета человека в космос посвящается
27
0
Автор
Охлопков Александр
Возраст
76 лет