О полете Гагарина я узнал в необычное время, в необычном месте и необычным образом.
1961 год был последним (третьим по счету) годом моей службы в пограничных войсках на Камчатке. В эту ночь я был в пограничном наряде — нес службу по охране государственной границы СССР.
Ночь — ни луны, ни звездочки, сплошная чернота. Тишина. Обманчивая, тревожная пограничная тишина — где-то что-то хрустнет, а кажется, что кто-то прячется в кустах или крадется между деревьями. Ветер качнет какую-то веточку, а кажется, что промелькнула какая-то тень... Некое разнообразие и чувство того, что, кроме тебя, есть еще люди на Земле, иногда вносят звуки круглосуточно включенного радио, доносящиеся из рыбацкого поселка, расположенного на противоположной стороне Халактырского озера, ближе к берегу океана. Но звуки, как правило, тихие, отрывочные, неразборчивые, часто заглушаемые шумом деревьев. Чтобы понять слова, их приходится додумывать, искать похожие.
И вдруг я услышал, что слова и музыка стали чуть громче и как-то торжественнее. «С чего это вдруг? — подумалось мне, — вроде до 1 Мая еще далеко». Я смог разобрать слова «космос», «человек», «советский» и др. Показалось мне, что я даже разобрал какую-то фамилию. Правда, у меня получилось не «Гагарин», а «Болгарин», а в другой раз — «Богатый». И вот тут до меня дошло: свершилось то, чего мы давно ждали, о чем мы давно мечтали, — советский человек полетел в космос!
Огромная радость и гордость охватили меня. Захотелось громко кричать, мелькнула даже мысль устроить салют автоматной очередью. Однако ни то, ни другое сделать я, разумеется, не мог. Служба заставила меня приглушить свои эмоции и возвратиться из космоса на землю.
Когда меня сменили и я вернулся в расположение части, я спросил у первого же встреченного офицера: «А что, правда, что наш человек полетел в космос?» Офицер удивился: «А ты откуда знаешь?» (Ведь никакого приемника в наряде у меня не было и быть не могло, а мобильников с интернетом тогда вообще не было.) Пришлось рассказывать ему про радио рыбацкого поселка, к которому мы ранее особо не прислушивались. Потом я, забыв про обед и отдых, побежал в красный уголок, где присоединился к большой группе сослуживцев, собравшихся около радиоприемника.
Вот так я узнал о полете Гагарина. Но мог ли я предположить, что на этом моя связь с космосом не закончится, что буквально через полгода, после демобилизации, я вернусь на свой завод, который к тому времени станет заниматься не самолетами, а космосом, что этот завод впоследствии превратится в Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева и что я в этом центре более 50 лет буду непосредственно участвовать в создании ракет и космических кораблей? Мог ли я предположить, что, вдохновленный полетами Ю. А. Гагарина и других космонавтов, через десяток лет сам сделаю попытку стать космонавтом, подав соответствующее заявление и попытавшись пройти разные отборочные комиссии, в том числе весьма строгую медицинскую, которая меня и забраковала? Но это уже совсем другая история.
Данные фотографии и история приняли участие в конкурсе историй о 12 апреля 1961 года, организованном ДТСЗН г. Москвы
Период
60-летию полета человека в космос посвящается
72
0
Автор
Портной Рудольф
Возраст
86 лет